воскресенье, 1 ноября 2009 г.

Айвазовский -последнее фото.

"Не может идти речь о государственной тайне государства,которого уже не существует".
Правозащитник Ханне Северинсен.
 
Неизвестная встреча Чехова, Бунина, Мамина – Сибиряка, Станиславского, Мейерхольда с Айвазовским. Не имеющая описания в биографиях указанных выше лиц, но оставившая свой след истории в виде сделанного в тот день, 18 апреля 1900 года, фотоснимка.
Появившиеся новые материалы потребовали переработки истории о той “неизвестной” встрече.
Это второй вариант, а так же и новое,"Секрет Лампси": история фальсификации полотен Айвазовского. Ссылка 

Вступление.
В 1970 годах Соединенные Штаты Америки обращаются к Советскому Союзу с просьбой разыскать, находившихся на то время на территории СССР, родственников JFK (здесь стоило написать так: родственников высокопоставленного чиновника, это для того что бы не "травмировать" с самого начала нашего  читателя). Их родители, по причине гражданской войны на Юге России, так и не смогли вывезти за рубеж.
Советский Союз ответил то, что ни кого так и не удалось найти (здесь имеются варианты, которые рассмотрены на www.secretussr.blogspot.com), а для сокрытия факта нахождения их на территории страны КГБ СССР провело ряд мероприятий, в число которых входила и фальсификация исторических фотографий из дома Айвазовских.
И так:  "Айвазовский - последнее фото".

AIVAZOVSKY –АЙВАЗОВСКИЙ

Казалось бы, за что можно опасаться человека отдавшего всю свою жизнь живописи, да еще с таким известным именем, кроме того, скончавшимся почти 70 лет тому назад (это по отношению к тем еще 1970 годам).
Который, по словам Чехова, гордился своим знакомством с Пушкиным, но так и не прочитал ни одной его книги.
И тем не менее, Советскому Союзу “вред” он мог принести.
Дело в том, что как на его картинах, так и на семейных фото присутствуют те лица, чьи потомки через некоторое время смогут занять наивысший пост в стране, которая по сути являлась врагом номер один для Советского Союза, при этом сам Айвазовский их почему-то называет своими друзьями...

Предыстория.
“Весной 1900 года труппа Московского Художественного Театра в полном составе прибыла в Ялту, к Чехову.
Врачи не пускали больного писателя, в Москву, а Станиславский и Немирович очень хотели показать автору его Чайку.
Треплева в Чайке играл Всеволод Мейерхольд.
Чехов отзывался о нем тепло: …"слушаешь его с удовольствием, потому что он понимает что говорит".
И то когда актеры сфотографировались вместе с Чеховым и Горьким, Мейерхольда усадили на первом плане.
Полное фото см. ниже.
Но настал момент, когда историки МХАТ, поглядывая на ялтинские фотографии, стали с тоской почесывать затылки.
Враг народа, расстреляний в 1940 году, Мейерхольд тут был рядом с основоположниками театра, рядом с Горьким и Чеховым, совсем ни к чему.
Какой фокусник – ретушер совершил чудо, осталось неизвестным.
Но чудо вот оно:

Был Мейерхольд и исчез вместе со своей тросточкой, зато у О. Книппер – Чеховой появилась новехонькая сумочка, а в руке ее соседки М. Савицкой обнаружился большой зонтик.
И в истории Художественного театра сразу и на долго воцарился идиллический порядок”.

Эта статья, имя автора К. Рудницкий, она была опубликована в период горбачевской перестройки в журнале "Юность", №5 за 1988 год. Стр. 67. А это та самая страница № 67 со статьей (См. фото). В настоящее время удалось найти еще одно фото с которого был удален В.Э.Мейерхольд, см. фрагмент фото:
Там где был Мейерхольд..., остальное см. здесь.


Только за одну эту статью, опубликованную в то время в журнале “Юность”, уже можно благодарить Михаила Сергеевича Горбачева, этот  пропущенный цензурой материал с фотографией позволили перевернуть такой пласт в истории страны, что дух захватывает от полученных результатов.  
Ну а если предположить то, что таких журналов в те годы с подобными этой фотографии и комментарием к ней было выпущено при огромное количество, то у всех внимательных людей, интересующихся историей, появляется великолепная возможность сделать свое “открытие”, обнаружить “утерянный” по идеологическим соображениям факт из российской истории.

Сама та фотография, сделанная в 18 апреля 1900 года, еще уникальна и по тому что она была сделана в последний день жизни Айвазовского, которого по не вероятному стечению обстоятельств в тот последний день  жизни посетили актеры Московского Художественного Театра, во главе с Чеховым.

Вот как описывает тот самый, последний день в своих воспоминаниях
Юрий Андреевич Галабутский – преподаватель русского языка и словесности феодосийской мужской гимназии, цитируется по публикации в "Крымском Альбоме", 2000 г. стр. 125. Издательство “Коктебель” .


На фото мужская гимназия в которой работал Ю.А.Галабутский.

Последнюю зиму, по словам близких к нему лиц, он чувствовал себя очень хорошо.
Был в Петербурге, и вернулся от туда бодрым, здоровым и веселым.
Собирался 1 мая переехать к себе в “Шейх Мамай”, он часто ездил туда, что бы сделать необходимые распоряжения.
В день смерти он тоже утром ездил в имение.

На фото дом Айвазовских.
Вернулся часов в пять по полудни, очень довольный и бодрый, и чувствуя себя совершенно здоровым, сам уговорил жену и сестру своей жены съездить к их родным”.

Здесь у нас возникли большие сомнения относительно  последних строк, касающихся поездки супруги к своим родным, из которых получается так что Иван Константинович в своем имении был один?
Юрий Андреевич просто не мог написать эти строки и только по тому, что он в то время сам был в имении Айвазовского и все видел своими глазами.
Доказательством этому является присутствие Галабутского на том, последнем фото Айвазовского.
Здесь необходимо сделать некоторое пояснение и рассказать о самой рукописи, на которую делается ссылка в Крымском Альбоме.
Она действительно находятся в фондах галереи.
Что она  представляет собой? 
Это ученическая тетрадка исписанная мелким почерком, и ... почему - то расшитая, т.е., это не единое целое, а некий набор страничек из ученической тетради. 
С точки зрения фальсификации это очень удобно.
В таком виде ее оригинальные страницы можно было легко подменить на фальшивые, что и было сделано.

Так все - таки, почему Иван Константинович вернулся из своего имения таким довольным?
А вот почему: к нему в гости приезжала труппа Московского Художественного Театра, которую привозил Антон Павлович Чехов.


Ко всему, об этой встрече было известно за ранее, что позволило к назначенному часу, в “Шейх Мамае” собраться такому большому количеству гостей и не только из самой Феодосии, а из всего уезда...
Действительно можно говорить о том, что на данном фото находятся только те, кого Иван Константинович называл своими друзьями, некоторые из которых даже присутствуют на его картине 1893 года, с названием “Айвазовский среди друзей”.


На фрагменте фото показаны стрелками:
И. А. Бунин, писатель - стрелка голубого цвета,
Д. Н. Мамин – Сибиряк, писатель – зеленая стрелка,
Н. Д. Телешов – оранжевая стрелка,
О. Л. Книппер – Чехова, актриса МХТ – красная стрелка,
К. К. Арцеулов, будущий авиатор – внук Айвазовского, соответственно белая стрелка.
И.А.Бунин на фото, сделанных в Ялте и в Шейх Мамае. 

На фото Константин Константинович Арцеулов с супругой, фото 1973 года, рядом с ними Валентин Наугольный (Феодосия).
Что касается гостей:
Прежде всего, это Густав Антонович Дуранте, он на фото стоит слева в белом картузе, рядом с актерами, на этом фото находятся так же почти все Грамматиковы, на фото присутствует Николай Михайлович Соковнин – приятель Айвазовского, он с правой стороны, в белом кителе. На этом фото находятся и дочь Айвазовского и его внуки - Михаил и Александр Латри.
Однако особенно поражает нас состав московских гостей, это прежде всего сам Антон Павлович Чехов, его супруга, актриса МХТ – Ольга Леонардовна Книппер – Чехова, (на фрагменте фото, см. ниже,  показаны стрелками:
Всеволод Эммильевич Мейерхольд, актер МХТ – желтая стрелка,
К. С. Станиславский (по нему как раз проходит линия обреза этого фото) – красная стрелка, Константин Сергеевич стоял в пол оборота к фотографу, опираясь на свою тросточку.
Софья Николаевна Соковнина, в замужестве Грамматикова, дочь Вице- адмирала Николая Михайловича Соковнина - зеленая стрелка.
Между ними, сын Софьи Николаевны – Александр Иванович Грамматиков, студент СПБ университета).



Иван Алексеевич Бунин – будущий Лауреат Нобелевской Премии в области литературы, писатели: А.Н. Мамин – Сибиряк, Н. Телешов, мог так же присутствовать и Куприн.
(Куприн присутствует на ялтинском фото актеров)



Так все хе, почему  пришлось пренебречь столь значительным событием, запечатленным на этом, во истину историческом фото, и изменить дату съемки с 18 апреля 1900 года на 17 июля 1899 года - это день рождения Айвазовского, да еще при этом поставить в совершенно глупое положение историков, которым приходится в данной ситуации, просто “не узнавать” Антона Павловича и то только потому, что он в тот 1899 год не был в Крыму. По крайней мере, эту информацию мы смогли получить по телефону от директора дома – музея Чехова в Ялте, попросив прокомментировать ранее присланную нами в музей копию этого, этого последнего фото.



Все что удалось узнать, так то, что в указанную в советский период времени дату съемки, а это 1899 год, Антон Павлович просто не был в Ялте.
Кроме того, как нам заявил директор дома – музея, у них имеется аналогичное нашему фото, на котором почему - то отсутствуют Айвазовский вместе с Соковниным.
Для выяснения сути этого вопроса, нам очевидно стоит обратиться к мемуарам сестры писателя - Марии Павловны Чеховой.


Вот что она пишет:
"Я познакомилась с Буниным, так же как и с Горьким в Ялте во время гастролей Художественного театра в апреле 1900 года".
Обратите внимание в апреле 1900 года (!).
И еще.
“В начале апреля я, как всегда, на пасхальные каникулы выехала в Ялту. Вместе со мной приехала Ольга Леонардовна с тем, чтобы погостить несколько дней у нас на даче, а затем уехать в Севастополь, куда должен был приехать Художественный театр на гастроли. К открытию гастролей в Севастополь съездил и Антон Павлович…
Вскоре в Ялту приехала вся труппа Художественного театра. Ольга Леонардовна
Снова остановилась у нас…
В это же время в Ялту приехала целая группа известных писателей, среди них А. М. Горький, А. И. Куприн, Д. Н. Мамин - Сибиряк, И. А. Бунин и др.” См. фото, оно выше.

Здесь мы опустим часть повествования Марии Павловны, только для того, что бы перейти непосредственно к отъезду актеров из Ялты.

Мария Павловна Чехова, фото около 1900 года.

На фрагментах фото А.П.Чехов. 
Вот что далее написала сестра Антона Павловича об их отъезде.
“С какой гордостью я повесила потом не стене в столовой, несмотря на протесты брата, поднесенный ему в ялтинском театре во время Чайки три пальмовые ветви, перевязанные красивой муаровой лентой с надписью: ” Антону Павловичу Чехову, глубокому истолкователю русской действительности, 23 апреля 1900 года”. В этот день в Ялте шел последний спектакль Художественного театра. На другой день вся труппа простилась с Антоном Павловичем, уехала домой…
Уехала 24 апреля и Ольга Леонардовна…”.
На верное всему этому можно было бы и верить, если бы не то фото, сделанное 18 апреля 1900 года, на котором присутствует вся труппа МХТ. См. фото.
Посмертная маска И. К. Айвазовского.
Мы ограничены временными рамками, дело в том, что Иван Константинович скончался в ночь с 18 на 19 апреля 1900 года, стало быть, уже имеется не которая не стыковка с датой отъезда актеров.

Удивляет то, что как на панихиде, так и на похоронах Айвазовского нет никого из тех, с кем он был запечатлен на этом фото и с которыми он познакомился менее чем за сутки до своей кончины, мы говорим все о тех же мхатовцах.
Ответ прост: они не смогли прибыть в Феодосию для того чтобы простится с Иваном Константиновичем, причиной этого является то что их уже не было в Крыму, они все уехали!
Безусловно, дата гастролей МХТ в Ялте была изменена и изменена в сторону их увеличения и все это было сделано исключительно с одной целью, для того что бы развести во временном промежутке оба этих события.
Окончание гастролей МХТ и отъезд театра из Ялты и кончину Ивана Константиновича Айвазовского.




На фото похороны Айвазовского, Феодосия.
В действиях труппы МХТ просто отсутствует логика, насколько было удобно актерам ехать из Ялты в имение Айвазовского, а после чего вновь возвратиться на Южный берег Крыма и всего- то на пару то дней.
Не проще ли им было, после посещения имения, отправится на ближайшую железнодорожную станцию, которая практически была рядом, и с которой уже поездом убыть в Москву.
Еще, что мы с вами не знаем и что хотелось бы очень узнать, что на самом деле происходило в тот день в “Шейх Мамае”?
Мхатовцы могли показать Ивану Константиновичу и его гостям спектакль или же сцены из него, как пример, пускай даже и ту самую "Чайку".
А ведь знаете, скорей всего это так и было, об этом говорит и большое количество гостей собравшихся в имении Айвазовского. О спектаклях, проходивших в Севастополе могли писать газеты, жизнь в то время была иной, не было ТВ и видео, был только телеграф и телефон.
На вряд ли, для того что бы просто взглянуть на “лицедеев”, коими на самом деле были актеры МХТ, в имени Айвазовского собралось бы такое количество гостей, а вот на результат их работы, на сам спектакль, гости пожаловали бы с большим удовольствием.
Жизнь, господа, была иной...

И последнее: так все же, что заставило пренебречь столь значительным событием?
Ответ на этот вопрос оказался очень простым.
В историю вмешалась политическая целесообразность того времени.
На этом фото присутствуют близкие, будущего Президента Соединенных Штатов Америки. Они стоят за Эммануилом Ставровичем Грамматиковым - помещиком Феодосийского уезда.
Это Елена – ей около 14 лет, которую приблизительно через два года, ее мать Софья Николаевна, выдаст замуж за Георгия Феликсовича Здановича и отец Елены – Иван Ставрович Грамматиков.
Удивительно то, что на том фото, сделанном 18 апреля 1900 года, присутствуют лица, которых по истории российской уже давно нет в живых.
Это Вице – адмирал Николай Михайлович Соковнин, “скончавшийся” в 1894 году, и Иван Ставрович Грамматиков, которого так же нет, как минимум 4 года.

Печально,то что это фото было подвергнуто цензуре, результатом которой стало отсутствие фрагмента с его левой стороны.
И все же, мы как то надеялись на то, что лица самих присутствующих на нем людей не будут подвергнуты фото монтажу.
Однако, по всей видимости ошиблись.
Возникли некоторые проблемы с лицом Анны Никитичны – супруги Айвазовского, на то время ей должно быть 44 года. Дама же, которая находится рядом с Иваном Константиновичем значительно старше этого возраста.
Исправление от 04 августа 2011 года.
Здесь мы ошиблись, приняв за Анну Никитишну другую даму. 
Еще что не позволяет пройти нам мимо так то, как была описана сама кончина Ивана Константиновича в тетрадке. Цитируем по публикации в Крымском Альбоме:
“До сих пор жена И.К.-ча никуда не уезжала одна, боясь оставить И.К.-ча.
В семь часов вечера И.К.-ч сам проводил их на вокзал, куда собирались знакомые, с которыми он весело шутил, и говорят, что редко видели его в таком прекрасном и добром расположении духа. После отхода поезда он пешком отправился с вокзала к своим родственникам Мазировым, живущим довольно далеко от вокзала, играл там в карты, ужинал и в двенадцатом часу, совершенно здоровым поехал домой. Во втором часу ночи его лакей услышал звонок. Думая что звонят у парадного входа, лакей пошел туда, но не найдя никого, он поднялся в комнату И.К. –ча, которого нашел лежащим поперек кровати, без признаков жизни. На столе лежал намоченный компресс: очевидно, почувствовав себя нехорошо, И.К. клал себе на голову компрессы, а когда это не помогло, он позвонил. И.К. был уже мертв.
Это то что было написано, якобы Галабутским в своей тетрадке.
А теперь, то что рассказал человек КГБ, которого под видом дальнего родственника органами буквально был затолкан в семью Марии - сестры JFK. 
С возрастом Иван Константинович стал, как бы это сказать, более раздражительным, что ли, часто звонил ночью, вызывая, как она эта прислуга считала, ее по всяким пустякам. Закончилось все тем что слуги перестали приходить на все эти звонки. Естественно это так долго не могло продолжаться. В одно утро Айвазовского наши мертвым, лежащим поперек кровати... Он, по всей видимости, пытался дотянуться до какого-то лекарства, которое находилось на тумбочке стоящей рядом с его кроватью.
Примечательно то, что когда его нашли, тело уже было холодным.
Прислуга все это объяснила тем что, услышав звонок, они подумали что звонят в дверь.
Пока сходили и проверили.
Никого там не оказалось.
Затем проверили ворота, ну и т.д.
Решили ни кого не наказывать, так как его уже не вернуть, ну а “сор из избы не выносить”.


Айвазовский с внуками. 
На фото: Константин Арцеулов, сидит на руках своего отца Константина Николаевича Арцеулова,
И.К. Айвазовский,
внук Михаил Латри,
стоит внук Александр Латри и
Николай Арцеулов, в матроской форме.


Анна Никитична Айвазовская, на семейных фото (См.Фрагменты).


Вице - адмирал Николай Михайлович Соковнин, на семейных фото Айвазовского и на книжных публикациях. См. фрагменты.

Вы видите два фрагмента все из тех же семейных фотографий Айвазовского.
Если внимательно и не спеша рассматривать эти фото, то можно обнаружить удивительные вещи.


Как пример, эти малыши ( Арцеуловы, они в матросской форме) практически не растут, а вот супруга Ивана Константиновича – Анна Никитична, даже не удобно говорить, по старела.


Обратите свое внимание на лицо самого Ивана Константиновича, а затем сравните с его лицом, на фото что справой стороны.

Затем проделайте все то же самое но с лицом Анны Никитичны.
Вот такие чудеса делались в те 70 года прошлого века ретушерами из органов.
То что фотографии были подвергнуты фотомонтажу, это уже понятно, и то что дату их фотосъемки навряд ли удастся установить, даже приблизительно, тоже ясно.
Что можно сделать в этой ситуации, по всей видимости только одно - ориентироваться на другое фото, оно расположено ниже, на котором Иван Константинович в кругу своих внуков.
Стрелкой зеленого цвета показан зять Айвазовского – К.Н. Арцеулов.
Красным кружком показана, племянница Айвазовского, для последнего фото 1900 года, это наше предположение.


По всей видимости эти две фотографии были сделаны в один и то же день, и так должно было выглядеть лицо Айвазовского на той большой семейной фотографии.
Еще один аспект нашей проблемы, которую ни когда не учитывалась ретушерами.
Он заключается в том, что на тот период времени не существовало еще 35 мм фотопленки, не было и фото увеличителей - приборов которые позволяли получать фотографии с этой пленки.
В то время все было значительно проще.
Если не ошибаемся, про это уже приходилось писать, в место фотопленки в фотоаппаратах использовались стеклянные фото пластины больших размеров, при печати эти фото пластины накладывались на фотобумагу, после чего производилась засветка и проявление. Этот способ печати называется контактным. Фото пластина – негатив и отпечаток – фотография, при такой печати были одного размера.
Качество было потрясающее, все это удалось оценить только сейчас, когда к нам стали попадать эти самые пластины.
Таким образом, фотографии столь низкого качества, как те о которых мы говорим, просто не могли попасть в дом Айвазовского.
Фотографы, производившие съемку имели, как правило, медали за качество и профессионализм, чего не было у фотографов из КГБ.


Взгляните на обратную сторону фотографии Е. Грамматиковой, фотограф Д. Антонопуло, это же настоящая фирма!


Дом, в котором родился Айвазовский.
Доп. материал.

Ольга Леонардовна Книппер - Чехова.
Гурзуф, 1948 год.

Представлять не стоит.

Кто на фото, сделанном в Ялте в 1900 году?
Сам Антон Павлович легко узнаваем, стрелка зеленого цвета показывает на
В. И. Немировича – Данченко, красная – К. С. Станиславского,
Стрелка желтого цвета, указывает на В. Э. Мейерхольда, за спиной у Всеволода Эммильевича расположились две дамы, с левой стороны Ольга Леонардовна Книппер Чехова, с правой же стороны Мария Савицкая, стрелка синего цвета указывает на Бунина Ивана Алексеевича.
Алексей Максимович Горький, легко узнаваем, он в том же ряду что и сам Антон Павлович.

Семья табачного магната Стамболи.
На левом фото и на правом фрагменте фото, во время посещения актерами МХТ имения Айвазовского.
Феодосия. "Мостик вздохов", дамы на прогулке.
 Дата съемки как и имена присутствующих на фото не известны.
Последнее письмо Айвазовского.
(Предположительно) 
*********************************
 Но и это не вся история!
Вот как описывает последний день Ивана Константиновича в своей монографии "Жизнь великого мариниста" Минас Саргсян (1914-1995), первое издание, на армянском языке, вышло в свет в1990 году, эта книга только что появилась на прилавках книжных магазинов.
 “В полдень супруга художника Анна Никитична зашла в мастерскую  и предложила до прихода гостей совершить небольшую прогулку по берегу. 
Уже усталый Айвазовский прервал работу и вместе с женой пошел на променад вдоль моря. По возвращении домой Иван Константинович спокойно, в радостном настроении ожидал гостей. Именно в этот момент, как сообщалось в отправленных из Феодосии телеграммах, “Он, сидя в кресле, почувствовал себя плохо и едва успел позвонить. Он умер мгновенно, без страданий. Его смерть была неожиданной”. 
Как вы видете это  еще одна версия смерти Айвазовского. 
Здесь говориться только о гостях, которых якобы ожидал Иван Константинович, и в отличие от Ю. Галабутского, который хоть в скользь упомянул посещение им  в тот день, 18 апреля 1900 года,  своего имения Шейх Мамай,  здесь же об этом не сказано ни слова.
Как положено, в книге среди различных фото и репродукций произведений  мариниста размещено фото, на котором присутствует труппа МХТ во главе с Чеховым.
Фрагмент стр. этого издания. 
Но в отличии от настоящей даты –18 апреля 1900 года фото подписано как: “ Последний день рождения И. К. Айвазовского”, с указанием даты съемки  "17 (29)апреля 1899 года"(!), т.е. "традиция", заведенная еще при СССР продолжается и после его краха, на фото ни Чехова ни Бунина  историки так и продолжают не узнавать!!!
Еще один очень интересный момент, который просто не возможно пропустить, это то письмо с рисунком будущего мариниста написанное им и адресованное своему  брату, об этом говорится в новой книге. 
Фрагмент стр.15 в котором говорится об этом  рисунке. 
Мы располагаем фотокопией, какого-то письма, подписанного именем Айвазовского, точнее на то время еще Гайвазовского. Судя по дате, а это 1829 год и краткому пересказу его содержания, речь идет именно о нем.  
Уже не приходится говорить о том, что сам текст  этого письма  написан на хорошем русском, Бог с ним, но почему в этом письме первая буква в слове Феодосия написана не правильно!  
Название этого приморского города всегда  начиналось с буквы “фита“, это кружок, перечеркнутый горизонтальной линией, обратите внимание горизонтальной,  но ни как не вертикальной, как это делается в современное время...

 PS - После сказанного.( ЭТО РЕАЛЬНЫЙ ФАКТ)
 После такого рода исторической зачистки, органами была проведена проверка. 
Сотрудник советского секретного ведомства посетил институт носящий имя пролетарского писателя с оригиналом, описанного выше  фото, взятого гэбэшниками из дома Айвазовских и попросил его сотрудников ответить на вопрос, на этом оригинальном фото присутствует  А. П. Чехов или нет. 
 Ответ был отрицательным. 
Ему сказали что, такое фото не могло пройти незамеченным мимо исследователей творчества Антона Павловича, а стало быть на этом фото  может быть кто угодно но не  Чехов ... 

2 комментария:

  1. Vladimir, спасибо, прочел с интересом.
    Однако, вся информация в голове целостно не укладывается. Скажите, как по вашему, актеры МХТ, Бунин, Чехов в и пр. старались скрыть тот факт, что присутствовали в Шейх Мамае 17 апреля 1900 года (если да, то почему), или это все происки КГБистов?

    ОтветитьУдалить
  2. "...или это все происки КГБистов?"
    Ну а вы то как сами думаете...
    Ответьте на вопрос: что такого значимого могло произойти в промежуток между 1960 и 1965 годами в Мире, что заставило СССР навсегда отказаться от части своей истории?

    ОтветитьУдалить